Уроки толерантности

Уже несколько лет постоянным гостем нашего центра является Илюша Рябцев и его мама Анастасия. В этот учебный год Илья был прикреплен к первому классу МБОУ СОШ №29. И хотя, согласно программе Илья являлся учеником первого класса, мог посещать занятия и школьные мероприятия, на деле - Илья даже не был знаком со своими одноклассниками. Эти обстоятельства вдохновили маму Ильи Анастасию Рябцеву, дефектолога Ларису Заборину и педагога-психолога Дарью Бережную на создание уроков толерантности в первую очередь для одноклассников Илюши, а впоследствии для учеников других классов школы №29.

Идея таких уроков заключалась не только в том, чтобы Илюша познакомился с классом, а, чтобы дети узнали о существовании людей с ограниченными возможностями здоровья и не боялись им в чем-то помогать, проще говоря – в формировании уважительного, понимающего и принимающего отношения к людям с ОВЗ. Всего в школе состоялось четыре таких урока, два в 1б классе и по одному в 4б и 7б. Первый урок проходил в классе Ильи. Со слов Анастасии Рябцевой первой реакцией детей на Илью, который ждал их в классе, был ступор – дети останавливались в проходе. При знакомстве с Илюшей дети боялись жать ему руку, но, когда этот барьер был преодолен, некоторые подходили снова, чтобы пожать руку еще раз. После знакомства и рассказа Анастасии об инвалидах и особенностях их повседневной жизни, ученики могли задать любые интересующие их вопросы. «Как вы его моете?», «Как вы его кормите?», «А вы долго плакали?», «Что вы будете делать, когда Илюша вырастет?» - вот, что интересовало детей.

Дарья Бережная (педагог-психолог МБОУ СОШ №29): «Уроки толерантности носят у меня немного другое название. Это уроки из программы "Доступная среда", которые направлены на социализацию детей с ОВЗ, введение таких детей в общество. Эти уроки способствуют не только социализации, но и формированию толерантного отношения социума к детям с ОВЗ. Эффективность работы, безусловно, есть. Коллектив сверстников стал принимать Илью как обычного ребенка (идет с ним на контакт, разговаривают, проявляют интерес, работают в совместной деятельности без страха и опасения). Ребята 7б класса приглашают нас на совместные занятия, тем самым демонстрируют другим, что Илья обычный ребенок, охотно работают с ним. Такие уроки, безусловно, полезны, так как не только социализируют таких детей, но и открывают много положительных качеств в детях, у которых отмечено девиантное поведение. С помощью этих уроков удается отрабатывать чувства и эмоции детей, раскрывать их потенциал. После проведения итоговой аттестации у Ильи отмечена положительная динамика, всё это прописано в листе мониторинга обучения. Проведение таких занятий является нормой во всех образовательных учреждениях, так что это, безусловно, не простая формальность, а действительно, работающая программа, которая оправдывает свою цель и отслеживает достижения учащихся только в положительной и прогрессирующей динамике».

Анастасия Рябцева (мама Ильи): «Дети рассказывают родителям об Илье и родители утверждают, что есть положительные эффект от такого рода занятий. Мешает консерватизм учителей. Заниматься с особыми детьми они боятся,  если дети подходят к Илье и прикасаются к нему, то учитель чаще всего остается в стороне. Я считаю, что проделана большая работа. На будущий год мы планируем привлекать и других родителей детей инвалидов и каждый месяц проводить занятия с участием особых детей. Самое главное - это благодарность школьному психологу Дарье Викторовне и руководству школы №29 за то, что позволяют проводить такие занятия. Я не хочу прятать своего ребенка, я хочу, чтобы с ним общались».

Не может не радовать обратная связь детей. Два мальчика рисовали вместе с Илюшей «рука-в-руке». Каждый написал ему пожелание. По окончании занятий некоторые ребята подарили Илье рисунки, и даже свои игрушки, а ученики 7б класса – шоколад.
Илюша уже переведен во второй класс и в будущем году его ждет еще больше встреч со своими одноклассниками и с учениками других классов. А нам остается порадоваться его успехам и тому, что дети, которые сейчас сидят за партами вырастут человечными, и, что в будущем понимание, принятие и уважение окружающих станут неотъемлемой частью их жизни.

Пожелания детей школы №29 для Илюши

Автор: Пыхалова Ксения